Рыбалка на тайменя в Центральной Монголии

1 день.

Итак, началось... Сегодня 24 августа, раннее утро. Туристы и наша команда встречаются и знакомятся. Наших гостей трое – это супружеская пара Сергей и Галина из Омска и Андрей из Барнаула. А мы – это Александр (водитель-механик, рыбак и руководитель группы), Денис (водитель-механик и рыбак), Сергей (повелитель всея кухни) и Татьяна, наш очаровательный и талантливый администратор. Никто из нас пока ещё не знает, какая будет эта поездка и что она нам принесёт, но все в ожидании, какие удивительные впечатления, волнующие переживания, сюрпризы она нам подарит.

Тронулись. Наш путь сегодня пролегает по прекрасному Чуйскому тракту до с. Кош-Агач, где мы будем ночевать в гостинице. Погода радует ярким солнцем, настроение превосходное. Горный Алтай встречает нас невыразимо прекрасными пейзажами, которые с трудом поддаются описанию. Восторг туристов, которые ранее были максимум на Бирюзовой Катуни, неописуем. Высокогорные перевалы, живописные долины, кристально-чистые звенящие водоемы, величественные горы – это лишь слабая попытка выразить эмоции, посещающие любого путника, оказавшегося в этих местах.

Пока едем, в машине не смолкают рассказы о рыбалке, разные истории, походные байки. Атмосфера дружеская, словно путешествуем с давними друзьями. В гостиницу приехали уже поздним вечером. Не прошло и получаса, как наш шеф-повар, кудесник Сергей приглашает на божественно вкусный ужин. После длительного переезда и вкусного ужина отправляемся отдыхать. Завтра – новый день, завтра нас ждет древняя, таинственная, неизвестная Монголия.

2 день.

В 7:00 завтрак?! Именно. Собираем вещи и, предвкушая необычный день, отправляемся в путь. Монголеты уже заждались, им не терпится ощутить под колёсами «монгольские дороги».

Подъехали к границе. Недолгая проверка документов, и вот она – Монголия, город Баян-Ульгий. Время здесь на два часа опережает алтайское, так что уже пора обедать. Мы отправляемся в ресторан, вкусить национальную кухню. Обед нас ждёт не только вкусный, но и сытный, поскольку порции в Монголии внушительные. Как следует, подкрепившись, наша команда направилась в магазин, чтобы докупить необходимые продукты.

В ближайшие 10 дней предстоит нам нелегкий путь, потому что в Монголии нет дорог, а одни направления! Выжженные палящим солнцем голые степи, отсутствие растительности, желтые и каменистые перевалы – вот чем восхищены наши туристы. А ещё нас постоянно сопровождает ветер, иногда – сильный, иногда – едва заметный... Полноправный хозяин здешних мест, бесконечно поющий свою песнь.

Сегодня наш лагерь будет разбит на озере Хяргас-Нуур. Это одно из наиболее полноводных и глубоких водоемов, расположенных в Котловине Больших озер. Главный обитатель здешних вод – рыба осман. Основные экземпляры достигают 100 см и их средний вес около 3,0 кг.

По прибытии к месту ночлега мы устанавливаем наши удобные палаточные домики. Сергей в очередной раз продемонстрировал свое непревзойденное кулинарное искусство, получив заслуженные благодарности от всех присутствующих. Мало-помалу все разбрелись отдыхать. В ночной тишине было слышно, как рыба плещется в озере.

3 день.

Ранним утром желающие порыбачить начали обкидывать берег. Покинув палатку, невозможно не отметить про себя пустынность здешних берегов и скудную растительность... совсем скудную... Практически отсутствующую. А в этом есть и преимущества – все – все как на ладони.

Тем временем наш кудесник-чудесник повар уже приготовил завтрак, и вскоре нас пригласили за стол. Пока Сергей разбирался с кухонными принадлежностями, остальная команда паковала лагерь. Ну вот, все собрано, все готовы. После завтрака стартуем.

Проехав несколько километров, мы решили организовать часовую рыбалку на замечательном мысе. И, как оказалось, не зря. Галина и Сергей поймали по осману весом около полутора килограммов каждый. Вдоволь налюбовавшись озерными красавцами и проведя фотосессию, мы отпустили рыб. А каждый для себя поставил галочку.

Тем временем продолжаем двигаться по намеченному маршруту. Последние километры асфальтированной трассы, а затем нас ждут те самые «сплошные направления»! Но мы хорошо подготовлены, транспорт у нас выносливый, проверенный. По дороге, время от времени, делаем остановки, чтобы запечатлеть быт монгольских кочевников. Это не кино про Чингисхана, не "Клуб путешественников" и не "Орёл и Решка". Это картины повседневной жизни незнакомого, самобытного народа, которые нам посчастливилось наблюдать собственными глазами. Воспоминания об этом соприкосновении с иной культурой останутся в памяти навсегда.

Мы придерживаемся алтайского времени, поэтому к месту сегодняшнего ночлега прибыли уже после захода солнца.

Турист, Сергей, из Омска шутил, что у него «День сурка» - едем – едем, вечер, прыгающие тушканчики по дороге, ставим лагерь, ужин)))

Место для лагеря выбрано шикарное – на берегу стремительно несущей свои воды горной реки. Вокруг – сказочный лесок. Трава, деревья, журчание реки... Да-да, Монголия – это не только пустынные, обожженные яростным солнцем степи. Дни и ночи пока ещё сохраняют летнее тепло.

Ловкими, привычными движениями устанавливаем лагерь; тем временем на костре уже весело бурлит ужин. За столом обсудили планы на завтра и отправились по палаткам.

4 день.

Сегодня решено устроить дневку и посвятить весь день рыбалке. Наша своенравная горная речка богата хариусом и ленком. После великолепного завтрака вся группа отправилась ловить рыбу. К обеденному часу рыбаки вернулись с приличным уловом хариуса. Обед, приготовленный на костре и пропитанный запахами чистейшего леса и прозрачной, сбегающей с гор воды, был восхитителен.

Приближение осени давало о себе знать: ещё вчера было по-летнему тепло и солнечно, а сегодня уже пасмурно, моросящий дождь с ветром. После обеда кто-то снова вернулся к рыбалке, а кто-то решил посвятить время подготовке рыбы, для приготовления в коптильне.

Вот уже и ужин. Наваристая, нереального вкуса уха – пальчики оближешь. А какой получился копченый хариус! Волшебный, непередаваемый манящий запах. Делимся событиями сегодняшнего дня: кто сколько рыбы и на какую наживку поймал, какие снасти наиболее пригодны для рыбалки в монгольских реках и озерах и прочие рыбачьи разговоры.

5 день.

Завтрак, затем собираем лагерь. Сегодня у нас поездка к месту, где водится таймень, именуемый также речным волком. Добрались до места назначения засветло.

Путешествие – штука непредсказуемая. Приехав на место, мы обнаружили, что вода в реке поднялась невероятно и была мутной. Это был не самый приятный сюрприз, однако вовсе не повод для уныния, ведь завтра для рыбалки у нас будет целый день. Вечером нас ждала горячая банька, ужин, а завершил сегодняшние приключения сладкий и крепкий сон.

6 день.

С первыми лучами солнца, позавтракав, мы отправились к рыбачьим местам. Реки оказались не на шутку полноводными. Сильное течение, мутная вода - недавние дожди дали о себе знать.

За обедом было принято единогласное решение отправиться на место, где должна быть следующая дневка. Но отправиться решили разведкой, без сбора лагеря. За главного остается наш шеф-повар Сергей. Группа двигается от лагеря к следующему месту рыбалки; путь занимает примерно пару часов.

По прибытии на место обнаружили, что берег сильно затоплен – сказалась непогода последних дней. Собрав спиннинги, все-таки решили попытать счастья и сделали несколько пробных забросов. Улов не заставил себя ждать – это был елец. Немного порыбачив и сделав достаточное количество кадров, наша команда возвращается в лагерь.

По возвращении на стоянку мы увидели гостей. Местные монголы приехали в наш лагерь с целью что-то продать. Они нам рассказали, что в здешних краях несколько дней подряд лил проливной дождь, поэтому вода в реке так сильно поднялась. Но вешать нос мы не собирались.

За ужином руководитель группы предложил вариант дальнейших действий, который был одобрен всем коллективом. Завтра мы отправляемся на следующую реку.

7 день.

Лагерь проснулся, ожил, выглянуло солнышко, лучики робко пригревали, напоминая о последних днях лета. Завтрак, сборы палаток. Фотографируем монголеты и выдвигаемся в путь.

Двигаемся в направлении следующего места рыбалки. Поначалу погода радовала, но после очередного перевала мы увидели хмурое небо, затянутое огромными тучами. Проехав еще несколько километров, стали свидетелями схождения селевого потока с гор прямо на дорогу, по которой мы едем. Но сель – это ещё не все: на обочинах лежит довольно большое количество града. Вот и причина мутной воды в реках. При виде этой картины стало слегка жутковато, и мы сочли, что не помешает ускориться.

Прибыв в село, мы решили пообедать в ресторане с национальной кухней. Сделали заказ. Пока ждали заказанные блюда, водители-механики отправились посмотреть состояние наших железных "друзей". Пообедав, мы отправились покупать барана на ужин. Из разговора с местными жителями нам стало очевидно, что воды в реке много. Вот и прибыли к месту постановки лагеря и рыбалки. На улице заметно похолодало, опять моросил дождь. Утеплившись, Команда приступила к постановке лагеря и его укреплению. Ветер, вечный житель Монголии, снова почтил нас своим присутствием.

На ужин повар Сергей снова сотворил кулинарный шедевр, приведя всю группу в восхищение.

8 день.

Утро встретило нас все тем же моросящим дождиком и ветром, однако пасмурная погода – это не преграда для настоящего рыбака. Подкрепившись завтраком, желающие отправились на рыбалку. И буквально через час погода улучшилась, видимо, решив вознаградить нас за упорство и неунывающий настрой. Появилось солнышко, стало веселее.

Затишье... И вот наш Денис тащит на берег ленка весом около килограмма. Рыба здесь определенно водится, и он умеет ее ловить. Азарт окружающих возрос; меняем снасти, переходим вдоль берега. Следующий ленок не заставил себя ждать: спустя немного времени очередной трофей, вес тот же, около килограмма. Продолжаем рыбачить дальше, ленок проявляет хорошую активность, и мы тоже.

Остальные участники рыбалки тоже внесли посильный вклад в общее дело – каждый поймал хариусов по 250-500 грамм.

Денису, рыбаку – любителю, не далеко от места нашей стоянки, удалось выловить велосипед, спортивный. Как выяснилось позже, его хозяин, мальчишка, из не далеко стоящей юрты, буквально утром рассказывал историю, как он утопил, свой велосипед и его унесло течением. Порадовал ребенка находкой.

Рыбачили в этот день до позднего вечера.

9 день.

Утро. Сытный чудесный завтрак. Те, кто не нарыбачился вчера, вновь обкидывают берег. Команда собирает лагерь, готовясь к выезду. Сегодня держим путь на озеро Хяргас.

Местные жители узнают нашу Команду из далека, и не против фото на память)

По прибытию, устанавливаем лагерь на мысу. После утомительной дороги, мечта любого путешественника – банька! Вкусно поужинав, все разбрелись по палаткам отдыхать.

10 день.

Сегодня у нас последнее утро, когда мы рыбачим в Монголии. Решили до полудня провести время на озере – трофейный осман никому не помешает.

Наш Денис, рыбак со стажем, превзошел сам себя, побив свой же собственный рекорд. Вес вновь пойманного трофейного османа – 5,35 кг. Наша прекрасная Татьяна не отставала от опытных рыбаков и выловила османа, вес которого - 4,03 кг. Это последнее утро в Монголии подарило каждому участнику путешествия по трофею. Сергей из Омска поймал двух желтых османов.

На месте последней стоянки, где водится рыба осман, у нас произошло забавное происшествие. Наш повар Сергей, мыл посуду на берегу....и тут откуда не возьмись...

Ребята не упустили возможности подурачиться, ведь рот у османа полунижний, а зубы глоточные.

Как и планировали, выезд состоялся в полдень. Однако в пути случилась непредвиденная стоянка, причиной тому оказалась небольшая поломка. Пару волшебных заклинаний от Александра и Дениса устранили её за полчаса, и снова в путь.

Вечером вкусным сытным ужином и уютным ночлегом нас встретил Баян-Ульгий.

11 день.

Наутро после завтрака мы отправились купить что-нибудь из местных сувениров. Нас ждал традиционный обед бузами. Затем стартуем до границы. Здравствуй, Россия! Сегодня будем ночевать в гостинице.

По окончанию путешествия, каждый турист может охарактеризовать Монголию, как: страну «направлений», дорогого бензина (около 60-80 руб./литр), огромных порций еды, прекрасного качества алкоголя и добродушного, пусть немного дикого, народа!!!

12 день.

Великолепный завтрак, потом – обмен контактами. Немного грустное прощание с руководителями группы. Рыбаки отправляются отдыхать, а ребят ожидает следующее захватывающее и незабываемое путешествие.

Полюбившаяся нам Монголия, такая близкая и в то же время непостижимая, неспешно приоткрыла лишь тысячную часть своих красот. Хотите познакомиться с этим загадочным уголком планеты поближе? Наша дружная команда ждет вас!