Монголия. Ралли "Большой Алтай"

Команда Ех-Pro приняла участие в первом международном туристско-спортивном фестивале "Большой Алтай", который проходил с 06 по 15 июня 2013г. на территории Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии.

Огромное спасибо организаторам за уникальную возможность получить бесценный опыт.
Членам нашей команды за профессионализм, выдержку и чувство юмора.
Монголии, за то, что приняла и позволила в себя влюбиться.

Команда Ex-Pro
Фестиваль предусматривал два вида программ – спортивную и фестивальную. Признаюсь честно, нашей основной целью был ралли-рейд. Поэтому наш фестиваль начался 6го июня в 10 утра на стартовой поляне, недалеко от города Баян-Ульгий.

Монгольское Такси Водитель камаза
Горожане Баян-Ульгия Едим по городу


До этого, конечно, был превосходный, бесподобный и просто идеальный асфальт Чуйского тракта. Но это только на обратном пути, а по направлению к Монголии обычный М52. Ночёвка на Ташантинке, в 5ти километрах от Ташанты и, конечно, прохождение границ. На приграничной территории, между русским и монгольским постами, вполне могла бы уместиться какая-нибудь европейская страна. Но её там не оказалось, зато будки, из которых выходили люди, для очередной манипуляции с нашим набором документов, встречались с незавидной периодичностью. Мы сразу поняли - обычай, надо уважать.

К вечеру были в Баян-Ульгий. С монгольскими тугриками вместо родных деревянных, зато ощутили себя миллионерами. Курс 1:46! Воодушевленные и голодные направились в ресторан.  Друг, это читающий, запомни, монгольская порция  в 4-5 раз превосходит наши по объёму.

Итак, поехали! До старта прошла жеребьевка, и мы знали свой стартовый номер для всех пяти спецучастков. На первом первыми и стартовали. 
Знаете, бывает день, который по насыщенности событиями может сравниться с целым годом? Вот это был он. Для начала мы нарушили законы физики, чем повергли в шок организаторов и ещё больше противников. Проехали 176 километров маршрута менее, чем за 2 часа со средней скоростью 63 км/ч. Не спрашивайте, сами не знаем, но проехали и, естественно, финишировали первыми. Старались предупреждать друг друга по рации о каждой кочке, о каждом повороте. Первый передавал второму, второй третьему и т.д. 
Первый спецучасток можно смело назвать в честь Дарвина, так как на нём прошёл естественный отбор техники, способной двигаться по монгольским направлениям, которые организаторы обозначили дорогами в наших маршрутных картах. Всё, что могло -  отвалилось, загнулось, сломалось, передумало участвовать. Те, кто остались, участвовали до конца.

Финишировали на Уурэг-Нуур. Картой, по последнему экипажу, со всеми участниками на борту. С этим строго. Хороший обычай. Минут через 40-50 подошли две наши технички. Оказывается, обогнав остальных участников. 

На берегу Уурэг-Нуур

Уурэг-Нуур потрясающее! Чистая, но ледяная вода так и манила смыть с себя мельчайшую степную пыль, подарившую нам равномерный коричневый окрас. (Тогда нас это ещё волновало!)
Ближе к вечеру на горизонте замаячили первые представители ретро-ралли «Пекин-Париж».

В этом месте наши маршруты пересекались. Описание впечатлений от этой встречи заняло бы, пожалуй, ещё пару страниц, поэтому придётся оставить это для другого отчёта. Расскажу лишь о самых ярких моментах.
Около сотни почти музейных экспонатов, которые идут по тем же дорогам, что и мы. Счастливый экипаж 412 Москвича, которому мы передаем новые амортизаторы.

Лагерь участников ралли Пекин-Париж

Встреча Российского экипажа в Монголии Денис у ретро авто
Пекин-Париж Пекин-Париж

Посиделки у костра с водителем Toyota Land Сruiser FJ40, Джоном и штурманом Volkswagen Beetle, Бреттом, который называл себя «навигЭйтор» и отлично произносил русские выражения.

Очень странно иногда стекаются обстоятельства. Люди, сидящие у одного костра, каждый за тысячи километров от своего дома, говорящие на разных языках, прекрасно понимают друг друга.

Утром нас ожидал старт второго, самого длинного, самого изматывающего спецучастка. По жеребьёвке мы шестые. Протяжённость более трёхсот километров. Большая часть маршрута пролегала по прямым, ничем не приметным степным  участкам, а однажды нам даже встретился асфальт. Основная дорога вдоль озера Хяргас-Нуур  была на ремонте, поэтому двигались  вокруг, да около. Где-то за 7-10 км до финиша догнали команду, которая стартовала первой и, даже смогли обогнать. Это чем-то напоминало сафари, только с местным колоритом. В клубах пыли мы могли ориентироваться только по очертаниям и огонькам. И надо бы сбавить скорость, чтобы снизить уровень экстрима, но до финиша 200 метров и газ сам собой выжимается….

Старт второго спецучастка

В этот день у нас случилась первая серьёзная поломка на УАЗе по имени Чип. Гидроусилитель на середине пути решил улучшить физическую форму водителя и отказался работать. А УАЗ Дейл поддержал собрата и выплюнул весь тосол. Для его экипажа выражения «баня на колёсах» и «крематорий» приобрели совсем иное, но вполне конкретное значение, ведь температура за бортом была не менее 30 градусов. 2й СУ мы прошли примерно за 5 часов со средней скорость 73 км/ч. ( не забываем о гидроусилителе и печке!) Финишировали первыми, но из-за организаторской заминки пришлось разделить результат с другой командой. Этот обычай нам не особенно понравился.
Но фантастический клёв османа на Хяргас-Нуур  значительно поднял нам настроение.
Опытным путём мы выяснили, что ловится осман на блесну, на белую джигу, на носок(серьёзно!) и даже на тряпку, которую вы просто решили прополоскать. Мы даже строили догадки, что бы такое закинуть, на что не клюнет. Вот такая вот она, рыбалка в Монголии.

Рыбалка в Монголии Рыбалка в Монголии
Рыбалка в Монголии Рыбалка в Монголии

Пятый день нашего ралли не был соревновательным, поэтому мы постарались провести время с максимальной пользой. Пополнили запасы горючего и провианта, починили всё, что смогли, порыбачили, отдохнули.  А бойцы невидимого фронта, они же технички, съездили на разведку местности завтрашнего, третьего СУ. И даже успели насладиться пением верблюдов. Честно скажу, стадионы им не собрать, но один раз послушать интересно.

Птицы на озере Птицы на закате
Утки на озере Стоянка на берегу озера

Снова утренний старт и мы вновь делаем это последними. Но у нас есть козырь в рукаве! Дело в том, что накануне, когда машины нашей техподдержки осматривали монгольские красоты на предмет их наилучшего покорения, они заметили свежие следы местного автомобиля. Он по очень витиеватой траектории преодолел реку вброд. Трек сохранили и мы смогли его повторить. Остальные команды порядком задержались на этой мелкой, но коварной речушке с широким топким руслом. И мчаться бы нам дальше с ветерком к первому месту, но тут Чипа настигла очередная беда. Он просто заглох и дальше ехать отказался. Его взяли на прицеп.

Так он и финишировал на веревке. Но, несмотря на это, 103 км третьего СУ мы прошли со скоростью 58 км/ч и вновь стали первыми!
В эту ночь покой мог нам только сниться, но и это было невозможно, потому что до завтрашнего утра нужно было разобрать и собрать двигатель. Причём так, чтобы он заработал.
Команда быстро поделилась на тех, кто не знал, как разобрать двигатель и на тех, кто утверждал, что знал. Один даже сказал: не переживай, я сто раз это делал! Потом, правда, признался. Но собрали! Даже ни одного винтика не осталось, что очень удивило водителя этого автомобиля. Огромное спасибо организатору, который поделился с нами необходимой прокладкой. Саня, спасибо!

Ремонт Ремонт
Ремонт Ремонт

Утром выяснилось, что ночная буря внесла существенные коррективы в наш сегодняшний маршрут, а если точнее, орги его просто отменили. И предложили нам всем одной большой командой медленно и плавно доползти до предполагаемого финиша, чтобы завтра снова продолжить. Отношение к такому обычаю так и не определили, но на экскурсионный маршрут отправились. Поехали вдоль озера. Справа всё время вода, слева песчаные барханы. Почти пустыня Гоби. Красота! Наконец то, у нас была возможность сделать миллион фотографий,  покататься по барханам, побегать за ящерицами. Они там очень забавные. Передвигаются с бешеной скоростью, почти запутываясь в собственных лапах, и поймать их сложно. Но если положить камеру, ящерка сама подходит и начинает позировать.

В пустыне Вид с барханов
На горизонте песчаные барханы Между водой и пустыней

Неспеша доехали до Доргон-Нуур. И очень вовремя. Через пару километров кончились бы и те пары, на которых мы доезжали. Из Чандмань нам привезли 80 го бензина. Вариантов, как вы понимаете, не было. Залили. 

Ночью познакомились с ещё одной монгольской достопримечательностью-бурей. Ветер непрерывно дул часов пять. И настолько сильно, что мелкие камни пролетали сквозь уплотнитель в салон. Под утро ветер стих, но появились мухи. В таком количестве, что если б наши УАЗы не были чёрными от природы, стали бы от слоя мух.
Старт на 5м спецучастке снова под номером один. Мы вообще всё время стартовали первыми или последними. Единственный раз нам выпала двойка, но спецучасток отменили. Может именно поэтому?
Как же мы благодарны 80 му бензину! Он значительно добавил нам остроты ощущений. Наши подготовленные красавцы посчитали ниже своего достоинства развивать скорость на таком топливе. И, как назло, всё время подъёмы.
Но случилось чудо! Бензиновый Оазис. Наткнулись мы на него километров через 70 после старта. Заправка ни на одной карте не отмечена, но 92й есть!

Около 300 км мы порхали в направлении города Ховд. Но, видимо, баланс радости и разочарований во вселенной поддерживается идеально, поэтому километрах в 20 до финиша мы неправильно истолковали послания нашего GPS и добавили себе ещё около 30 км. Финишировали вторыми.
На фестивальной поляне нас встретили и зарегистрировали. С чувством выполненного долга, трясущимися от напряжения конечности и прочими прелестями пустынно-степного вояжа отправились спать. 

Закат

  Фотосъемка Александра Дверникова.
Команда Ex-Pro





Нравится